Воскресенье, 30 апреля, 00:20
Валюта на 30.04: USD: 62.3884, EUR: 69.7253

Доклад

Круглый стол субъектов РФ

29 мая 2009 года, г. Москва,  Арарат Парк Хаятт отель

 

Доклад

Генерального директора Некоммерческого партнерства «Регионы XXI век» Ольги Чернокоз

 

Уважаемые друзья!

 

Наше мероприятие планировалось как общее собрание членов Некоммерческого Партнёрства «Регионы 21 век», однако по решению наших уважаемых членов Наблюдательного совета, в первую очередь, Сергея Семеновича Собянина, было решено сделать собрание расширенным – и пригласить представителей регионов и наших постоянных партнеров. Сергей Семенович Собянин планировал быть сегодня на нашем Круглом столе, но, к сожалению, его быстро меняющийся график внес свои коррективы.

Поскольку наша организация работает именно для регионов и на их благо, нам важно знать ваше мнение и быть с вами в постоянном диалоге. По поручению Наблюдательного совета нашей организации, дирекция партнерства разрабатывает комплексную программу межрегионального взаимодействия, которая станет главным документом, опираясь на который, будет работать Некоммерческое партнерство. Мы хотим, чтобы вы приняли участие в её разработке.

В течение апреля-мая текущего 2009 года высшее военно-политическое руководство России в своих заявлениях обозначило новые контуры региональной политики – как в границах России, так и в мировом пространстве.

«Мы не можем возвращаться в 90-е годы и пытаться закрывать региональные рынки, – заявил, в частности, Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев. – Я посмотрел, в нескольких субъектах какие-то решения принимаются на эту тему. Мы внутри страны не должны делиться. У нас ситуация сложная, но она не настолько сложная, чтобы принимать какие-то защитные меры. И потом, это путь в тупик - отметил он.

За данными заявлениями стоит не просто желание решить тактические экономические и социальные задачи, а стратегия России на создание новой международной площадки взаимодействия государств и регионов мира.

Действительно, априори каждый глава региона заботится о том, как выглядит его территория в глазах федерального центра и это верно. В период стабильного развития России в 2000 – 2008 г.г. практика региональной самоизоляции сильно не влияла на экономические показатели субъекта РФ. В период кризисных явлений в экономике вопрос усиления межрегиональной кооперации встал достаточно остро. Сейчас финансовые возможности государства существенно ограничены, секвестрованию подверглись как федеральный, так и региональные бюджеты.

Известно, что в развитии любого государства существуют определенные циклы, в частности, в региональной политике. 2000–2008 годы стали в России временем «собирания земель». Целью этого процесса было сохранение российского государства как целостной территории, введение регионов в единое правовое поле. Инструментом для этого, а не стратегическим элементом, как думают многие, стало выстраивание вертикали власти. Потом, по логике, уже в 2006 году должен был начаться процесс «ослабления гаек» – выстраивания на подготовленной правовой почве полноценной политической системы и постепенный отход от жесткой вертикали власти. Однако процесс неоправданно затянулся, потому что денег в стране было достаточно и особой инициативы от регионов не требовалось – региональные лидеры выступали как наемные менеджеры, распределяя с разной степенью эффективности федеральные деньги. Грянувший кризис лишь подтолкнул то, что должно было произойти, – необходимость возвращения к региональной инициативе, а значит, и новой региональной политике.

И в том, что это случилось позже, чем нужно, – не вина регионов, это так  работала система, что центр взвалил на себя огромное количество обязательств, а инициатива снизу не поощрялась.

Политическая система – это развивающийся, саморегулирующийся организм, гибко реагирующий на внешние импульсы и состоящий из целого комплекса компонентов и подсистем. Это не простая сумма разнообразных институтов и учреждений власти, а целостное образование, имеющее упорядоченную внутреннюю структуру и выполняющее соответствующие функции. Такой системы в России пока нет. К сожалению, нынешняя политическая система пока находится в ситуации ручного управления сверху вниз. При том что актуальная задача на данный момент – создать разновекторные уровни управления, которые контролировали бы друг друга, влияли друг на друга без непосредственного вмешательства федерального центра. Для того чтобы управлять государством, не нужно все контролировать сверху до низу, достаточно создать механизмы внутреннего контроля. Например, новый закон о повышении роли представительных органов власти – вплоть до импичмента мэра,  – яркий пример того, как можно создать такой саморегулируемый контроль. По определению, конкуренция главы города и городской думы очевидна. Пока у гордумы не было таких полномочий импичмента, никто особо и не старался идти против глав муниципалитетов – все равно бесполезно, часто гордумы полностью были лояльны мэру. Теперь ситуация определенно изменится, и это хорошо.

Сейчас у Президента России Дмитрия Медведева всё очевиднее видна линия на создание новой конфигурации политической системы – это факт. Так, на недавно прошедшем Совете законодателей Президент отметил, что «для нас сегодня чрезвычайно важно разработать механизмы, которые обеспечат скоординированную работу различных уровней власти. Это не значит, что у нас таких механизмов не было, но любые механизмы всегда ориентированы на тот или иной строй отношений. Надо признаться, что наши механизмы были сориентированы, конечно, на спокойное течение жизни». То есть в период кризиса политическая система неизбежно будет трансформироваться, и глава государства ждет от регионов предложений по трансформации системы.

«Изучение регионального опыта борьбы с последствиями экономического спада сегодня имеет особое значение. Учитывая беспрецедентный характер кризиса, мы заинтересованы в том, чтобы те новые идеи, которые обсуждались и которые уже опробованы в субъектах Федерации, воплощались в жизнь в других территориях – это опять говорит Президент». Это уже явная демонстрация возращения федеральной власти к политике инициативных регионов и межрегиональных связей, которая по ряду причин была разрушена ранее.

Показательным стало совещание в Тюмени, которое прошло 22 мая под руководством заместителя председателя правительства Российской Федерации и председателя Наблюдательного совета нашей организации Сергея Семеновича  Собянина. Темой стала кооперация в сфере ТЭК и машиностроения. В мероприятии принимали участие губернаторы регионов, входящих в Уральский федеральный округ, руководители крупнейших нефтегазовых, строительных, горнодобывающих и машиностроительных компаний.

По мнению Сергея Собянина, решением проблем межотраслевой кооперации могут и должна стать межрегиональная интеграция. Когда главы регионов осознанно взаимодействуют для решения задач, стоящих не только перед регионом, но и перед Россией в целом. Как подчеркнул Губернатор Тюменской области, член Наблюдательного совета Некоммерческого партнерства «Регионы 21 век» Владимир Якушев, «у нас сегодня в близлежащих регионах и даже городах часто работают одинаковые предприятия, производящие продукцию машиностроения. Это перенасыщает рынок и размывает возможности государства по поддержке машпрома. Нам надо над этим подумать».

Другие губернаторы также начинаю подхватывать новую повестку.

Недавно мы были в Новосибирске на совещании с руководством  государственной корпорации «Ростехнологии» – совещание проходило на базе Ассоциации межрегионального взаимодействия «Сибирское соглашение». Мы воочию убедились, что такие общественные структуры выполняют важную консолидирующую функцию, объединяя представителей разных субъектов РФ в рамках реализации совместных проектов.   

И вот так у многих регионов есть свои позитивные примеры межрегионального взаимодействия, просто в последние годы об этом не было принято говорить. Сейчас пришло время.

 

Возможно, раньше к региональным инициативам относились с подозрением – а вдруг там что-то такое, что спровоцирует, например, сепаратистские настроения, что способно повлечь за собой так пугающий нашу власть региональный «парад суверенитетов»? Именно потому было управление сверху, диалога «центр – регионы» не было. Это плохо. Диалог можно было начать уже два года назад…

 

От общих слов я перейду к нашей организации – Некоммерческому партнерству «Регионы 21 век», которая является организатором этого мероприятия и в  дальнейшем при вашей поддержке планирует служить площадкой для регионов России.

 

Наше Некоммерческое партнерство было создано в 2007 году как продолжение идеи федерального политико-экономического журнала «Регионы России: национальные приоритеты», который вы все видите в своем раздаточном материале. За несколько лет, что мы издаем журнал (с 2005 года), расширялся круг его партнеров и география распространения, вокруг нас сложился широкий круг людей – наших единомышленников, которые разделяют нашу идеологию и представления о разумном и эффективном общественно-политическом и экономическом мироустройстве. Таким образом, журнал стал первичным объединяющим началом.

 

Редакционный совет журнала, в который входят члены Правительства России, главы российских регионов, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, руководители крупных российских компаний и предприятий, постепенно расширялся, приобретал черты постоянного совещательного органа. Однако требовалось структурное оформление, расширение нашей работы. Цели и задачи наших партнеров – представителей федеральной и региональной власти, промышленников и экспертов – всегда были шире, чем просто выступления по актуальным темам в журнале и других наших СМИ, озвучивание своей точки зрения. Впрочем, и у нашей команды – редакции, – тоже всегда были широкие цели, лежащие в общественной плоскости, есть свое видение региональной политики, межрегиональных и международных отношений, частно-государственного партнерства.

 

В учредители Партнерства входит ряд общественных и коммерческих организаций. В Наблюдательном совете – представители федеральной власти, региональной власти и бизнеса. Вообще, наша организация вырастала из регионов, и головной офис до сих пор находится в Екатеринбурге. Символично, так как это граница Европы и Азии. Кстати, первым губернатором, который вошел в Редакционный совет нашего журнала, а затем и Наблюдательный совет Некоммерческого партнерства, был Сергей Собянин. Это был один из наиболее успешных и эффективных губернаторов России – глава Тюменской области. Мы часто бываем в Тюмени и знаем, что о нем жители до сих пор вспоминают очень тепло.

 

Перечисленными выше качествами обладают и другие наши партнеры из числа представителей федеральной и региональной власти.

 

Наша Организация начинает активную работу именно сейчас. Дело в том, что прошедшие два года мы работали большей частью в сфере политического и экономического консалтинга, информационно-аналитической работы, связей с общественностью, органами власти, занимались реализацией различных совместных проектов. Свою позицию и взгляды на разные вопросы общественно-политической жизни мы широко не озвучивали, потому что было не время.

 

Что делает и будет делать наше партнёрство для решения поставленных задач?

 

Наши принципы

 

Программа, которую сейчас разрабатывают специалисты Некоммерческого партнерства «Регионы XXI век» носит символическое название - «Сильные регионы - сильный центр». Суть предложений в следующем. Учитывая тенденции к региональной экономической самоизоляции, выраженные в замедлении или полном прекращении экономического межрегионального сотрудничества, препятствия работе на территории конкретного региона представителям других субъектов Российской Федерации, необходимо стимулировать программы межрегионального сотрудничества на федеральном уровне.

 

Наблюдательный Совет и Исполнительная дирекция Некоммерческого партнерства «Регионы XXI век» ставят перед собой задачу активизации взаимодействия регионов России. Эта инициатива находит свое отражение в Стратегии национальной безопасности России 2020. Там указано, что «на региональном уровне стабильному состоянию национальной безопасности отвечает сбалансированное, комплексное и системное развитие субъектов Российской Федерации. Одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности на региональном уровне на среднесрочную перспективу определяется создание механизмов сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации путем сбалансированного территориального развития».

 

Необходима разработка и реализация новой модели межрегионального и международного экономического взаимодействия исходя из рыночной эффективности и мировой целесообразности. Необходимо вовлечь региональные органы власти в процесс привлечения и обеспечения необходимых условий работы для эффективных и конкурентоспособных российских производителей из других субъектов РФ.

 

Реализация данной задачи необходима как для повышения экономического потенциала регионов, так и для обеспечения национальной безопасности России, так как закрытая экономика сильных регионов (когда существует процесс полного самообеспечения) в кризисный период всеобщей социальной напряженности может представлять опасность для России как федеративного государства. Скрепив регионы прочными экономическими, культурными, общественными и иными связями, опасность возникновения регионального сепаратизма можно свести к минимуму.

 

Наша деятельность

 

Другой важной особенностью предлагаемой модели является возможность трансформации и развития межрегиональных связей до международного уровня. Речь идет о системном взаимодействии субъектов РФ с зарубежными странами для развития и укрепления экономического потенциала российских регионов, дальнейшей интеграции нашей страны в мировой экономический процесс не только на уровне федерации, но и отдельных ее субъектов. Кроме того, развитие межрегионального и международного сотрудничества за счет регионального потенциала станет для мирового сообщества примером того, что в России активно развиваются федеративные отношения, основанные на экономическом взаимодействии.

 

Реализация предлагаемой модели межрегионального и международного взаимодействия станет дополнительным гарантом социальной стабильности в субъектах РФ за счет мощного импульса диверсификации региональных экономик, повышения их устойчивости, экономических связей с другими субъектами РФ и зарубежными странами.

 

Президент РФ Дмитрий Медведев, обращаясь к коллегам из Евросоюза, дал четко понять, что «был прежний набор европейских институтов, обеспечивающих безопасность в Европе. Эти институты создавались в 70-е годы, они свою роль сыграли».

 

Для этого, необходимо выделить 7-8 регионов-лидеров (доноров), которые должны «взять на экономический буксир» близлежащие отстающие, депрессивные регионы  - формирование так называемых территориальных хабов, с целью практической реализации крупномасштабных инфраструктурных проектов (программа строительства доступного жилья и автомагистралей, техническое и технологическое перевооружение отечественной промышленности, продовольственная безопасность).

 

В связи с этим, мы предлагаем организовать  предлагаемую масштабную работу в рамках Некоммерческого партнерства «Регионы XXI век»,  обеспечив финансирование как за счет федерального и региональных  бюджетов, так и за счет стратегических частных инвесторов, заинтересованных в становлении и развитии цивилизованного российского рынка. Гарантией защиты государственных интересов должно служить постоянное участие в рабочих группах на всех этапах представителей Администрации Президента России, силовых и экономических структур органов государственной власти и управления.

 

О партнёрах

Теперь о наших партнерах, число которых увеличивается, что очень нас радует.
У нашей организации заключено соглашение о сотрудничестве с Союзом машиностроителей России. Аналогичное соглашение заключено с Ассоциацией «Лига содействия оборонным предприятиям», мы активно работаем с Госкорпорацией «Ростехнологии», генеральным директором которой является Сергей Чемезов, особенно в регионах. Также нашим партнером недавно стал Холдинг МРСК, Российско-немецкое энергетическое агентство, Комитет по энергетике Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Российское газовой общество. Разумеется, что нашими основными партнерами являются региональные органы власти, с которыми мы также заключаем соглашения о сотрудничестве и стратегическом партнерстве.
Мы предлагаем нашим партнерам и представителям регионов принять участие в разработке Программы межрегионального сотрудничества, и войти в рабочую группу по разработке этого важнейшего документа, об этом будет принята резолюция нашей конференции.



На обложке президент нефтегазовой корпорации «Роснефтегаз»
Олег Ситников.
"Нашей стране нужен здоровый авантюризм".

  • Подписаться
  • Полистать Журнал
  • Архив Журнала
  • Информация о Журнале
















    Новости регионов

    09 февраля 2017г.

    Александр Мещангин: «Повышение пенсионного возраста травмирует психику людей»

    В российских властных структурах обсуждается вопрос постепенного повышения пенсионного возраста, чиновники начали подготовку общественного мнения к пониманию того, что эта мера неизбежна.  Депутат фракции ЛДПР Александр Мещангин  считает, что такие разговоры травмируют психику граждан.

    02 февраля 2017г.

    Об экологической безопасности территорий муниципальных образований Волгоградской области: городского округа – города Волжского

    26 января 2017 года состоялось выездное расширенное заседание Совета Общественной палаты Волгоградской области

    

    01 февраля 2017г.

    Евгений Марков: «Губернатору есть чем похвалиться, но не сказано ничего, с чем не справились и, что для этого будет сделано»

    Депутат от ЛДПР Евгений Марков, заслушав отчет, задал вопрос по эффективности бюджетных расходов. Евгений Владимирович поинтересовался, какие барьеры намерено создать окружное правительство для борьбы со сращиванием власти и бизнеса и неэффективными расходами бюджета








    Блог Одувана — это самые интересные новости, происходящие в мире, коротко. Обзор мировых и европейских чемпионатов, ведущих спортивных лиг. Все это разбавлено фотографиями чирлидерш, сканами из лучших мужских журналов и просто веселыми картинками


    Опрос

    А как вы бы победили коррупцию, если были у власти?

    Методично и жестко выявлять коррупционеров и публично их наказывать
    Прежде всего защитить тех, кто докладывает в органы о коррупции
    Воспитать в обществе нетерпимость к коррупции
    Ввести смертную казнь за это преступление
    Коррупцию в России не победить

    Читайте: В Китае в 2016 году заподозрили в коррупции полсотни чиновников министерского уровня

    Опрос

    Как бы Вы оценили работу общественного транспорта в своем регионе?

    Крайне плохо, лучше пешком ходить
    Плохо, но бывало и хуже
    У нас общественный транспорт работает как часы
    Кроме роста цен на проезд, проблем нет
    Всем доволен
    Я им не пользуюсь

    Читайте: Екатеринбург не единственный: опрос ОНФ показал, что 70% жителей региональных центров недовольны работой общественного транспорта







    Реклама
    Новости компаний

  • Партнеры