Пятница, 28 апреля, 03:31
Валюта на 28.04: USD: 62.3884, EUR: 69.7253
Иван Ипполитов
Иван Ипполитов

Старший научный сотрудником сектора центрально-азиатских исследований Российского Института Стратегических Исследований (РИСИ)


Новый президент Узбекистана будет рушить или строить?

08.12.16

Эта тема стала главной в обсуждении итогов досрочных президентских выборов в Узбекистане со старшим научным сотрудником сектора центрально-азиатских исследований Российского Института Стратегических Исследований (РИСИ) Иваном Ипполитовым.


Иван Владимирович, довольны ли вы результатом президентских выборов в Узбекистане?

Шавкат Мирзиеев, уже 13 лет бессменно занимавший пост премьер-министра Узбекистана и принадлежавший к кругу лиц наиболее близких к Исламу Каримову, был абсолютным фаворитом на прошедших выборах. И его победа на выборах, разумеется, не стала ни для кого сюрпризом.

Наши наблюдатели отметили большую явку и отличную организацию на выборах. Вы согласны с этим? Мнение российских наблюдателей не отличается от наблюдателей из других стран?

– Я лично не участвовал в наблюдении за этими выборами и могу опираться на опубликованные отчеты и свидетельства. Действительно, наблюдатели от СНГ и ШОС дали позитивную оценку прошедшим выборам, в то время как миссия БДИПЧ (Бюро по демократическим институтам и правам человека) ОБСЕ в своих предварительных выводах отметила многочисленные недочеты. Однако, несмотря на критику, утверждений о том, что прошедшие выборы не соответствовали стандартам БДИПЧ не было сделано.


Как Вы думаете, Шавкат Мирзиеев сможет сохранить созданное Каримовым, и вывести Узбекистан к демократии?

– Думаю, у нового президента есть все шансы сохранить Узбекистан как стабильное государство и обеспечить возможности для его развития. Что касается демократии, понятно, что в условиях восточного общества, во многом традиционного, это понятие имеет собственное содержание. Курс на построение правового демократического государства и сильного гражданского общества, увеличение влияния политических партий в общественной жизни и передаче полномочий «от центра на места» в предвыборной программе Мирзиеева заявлен. В какой мере и как быстро эти идеи удастся реализовать на практике – покажет время.


Насколько нового президента поддерживает политическая элита Узбекистана?

– Судя по тому, как проходил процесс передачи власти и по отсутствию проявлений недовольства, контролю за ситуацией придавалось самое серьезное внимание. Тот факт, что временно исполняющий обязанности президента председатель Сената парламента Нигматилла Юлдашев через неделю сложил свои обязанности в пользу Шавката Мирзиеева говорит о том, что определенные опасения у новых властей все-таки присутствовали. Понятно, что руководить страной после такого признанного лидера, каким был Ислам Каримов, очень непросто. Люди волей-неволей будут сравнивать нового и прежнего президентов. К тому же сейчас для республики настали не самые простые времена в экономическом отношении.

Справится ли новый президент Узбекистана с такими вызовами?

– Как показал опыт, политическая элита Узбекистана способна найти внутренний компромисс ради общего блага и поддержать нового руководителя. К тому же не стоит забывать о его большом практическом опыте руководителя – только пост премьер-министра Шавкат Мирзиеев занимает уже 13 лет. Ну и, наконец, спецслужбы Узбекистана вряд ли можно заподозрить в непрофессионализме.

С приходом преемника отношения между Узбекистаном и Россией не изменятся? В прошлом интервью нам Вы говорили о том, что Ташкент, скорее всего, будет держаться равноудаленно от Москвы и Вашингтона. Но тогда на победу Трампа мало кто ставил. Не изменился ли сейчас расклад?

– В смысле выстраивания внешнеполитических приоритетов Узбекистан будет, как и раньше, руководствоваться в первую очередь собственными интересами. Новое руководство так же будет искать выгодных для себя отношений и с Россией и с США, поддерживая здесь определенный баланс. Однако если этот баланс будет нарушен по инициативе самих США, например, если новая администрация окажется менее заинтересованной в делах региона, тогда вероятность сближения России с Узбекистаном сама собой возрастает. Не стоит забывать и о постоянно растущем в Центральной Азии влиянии Китая, которое будет вносить свои коррективы.


А в чем интерес России в отношениях с Узбекистаном?

– В активном сотрудничестве с Россией республика заинтересована по причинам экономического и политического характера. Нелишне напомнить, что наша страна – крупнейший внешнеторговый партнер и инвестор Узбекистана. Заинтересованность обеих сторон в развитии взаимовыгодных экономических отношений в перспективе будет возрастать. Однако вероятность каких-то быстрых и крутых перемен здесь, на мой взгляд, невелика.

Спасибо за предоставленное нам время.

Беседовала Ксения Ширяева

Справка: Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) (англ. Office for Democratic Institutions and Human Rights) — один из институтов ОБСЕ. Занимается обеспечением уважения прав и основных свобод человека, укреплением и защитой демократических институтов. Наиболее известное направление деятельности БДИПЧ — наблюдение за выборами в государствах-участниках ОБСЕ.




Оставить комментарий
Партнеры